Особенности бюджетирования в строительных организациях

Особенности бюджетирования в строительных организациях

Организация бюджетирования в строительных организациях в обязательном порядке должна учитывать особенности строительной деятельности, некоторыми из которых являются:

650462 длительный срок оборачиваемости;
650462 каждый строительный объект является уникальным и соответственно велик риск возникновения непредвиденных расходов;
650462 желание ускорить процесс производства, часто заставляет строительные организации начинать стройку в условиях отсутствия всей необходимой документации;
650462 при строительстве многоквартирных домов велик соблазн привлечь уже на раннем этапе строительства денежные средств будущих владельце жилья, избегая, таким образом, заимствований у кредитных учреждений, но в то же время фиксирую цену товара уже на раннем этапе производства, что при определенных условиях (кризисные явления, удорожание материалов и т.д.) может привести к существенным убыткам.

Все это определяет наличие в системе бюджетирования строительных организация ряда особенностей.

При бюджетировании в строительстве обязательным является наличие компьютеризированного управленческого учета, который должен выполнять следующие функции:

650462 полный и систематизированный учет всех средств организации;
650462 раздельное и полное начисления доходов по каждому отдельному объекту;
650462 раздельное и полное отражение движения финансовых средств раздельно по каждому объекту;
650462 понятная, полная и регламентированная классификация прямых затрат, а также затрат относящихся к общехозяйственным, общепроизводственным и коммерческим расходам;
650462 утвержденная руководством компании нормативно-справочная информация.

Бюджет строительной компании необходимо строить снизу-вверх, так как основой конечных результатов являются результаты работы непосредственно на отдельных строительных объектах.

На основании принятых производственных программ разрабатываются бюджеты объектов на соответствующий период, а затем уже на их основе, по методу начисления, разрабатываются и другие бюджеты:

650462 бюджет услуг заказчика проектов;
650462 бюджет по субподрядным работам проекта;
650462 бюджет управленческих и коммерческих расходов;
650462 бюджеты общепроизводственных расходов по всем подразделениям;
650462 бюджет оплаты труда;
650462 бюджет по эксплуатации привлекаемых механизмов и строительных машин;
650462 бюджет материальных затрат по проектам;
650462 бюджет прибыли (от выполнения работ и валовой) проектов.

.

В совокупности бюджет строительной фирмы это объединение трех основных бюджетов компании, к которым добавляются различные операционные и вспомогательные бюджеты, применяемые при их составления. В случае если основной бюджет составляется за компанию в целом, то подсчет доходов и расходов ведется для всей продукции и услуг, всех видов производственной деятельности без выделения бюджетной (финансовой и инвестиционной) составляющей. Бюджет так же может быть составлен для отдельного подразделения компании, отдельного договора, группы производимых продуктов. Основные бюджеты позволяют руководству фирмы получить необходимую информацию для анализа финансового положения фирмы и оперативного контроля над его изменением.

Конечным результатом, получаемым компанией при бюджетном планировании являются финансовые бюджеты. Они обязательны для сотрудников всей компании.
При этом основное назначение операционных бюджетов это определить наиболее существенные пропорции, произвести взаимную увязку стоимостных показателей планирования с натуральными показателями.

Конкретный перечень операционных и вспомогательных бюджетов определяется произвольно исходя из целесообразности. Их предназначение, в первую очередь, облегчить составление финансовых бюджетов.

Высокая рентабельность в строительной сфере, создает иллюзию отсутствия необходимости в бюджетировании по принципу « все затраты окупятся за счет высокой стоимости».

Все это приводит к тому, что даже у благополучных ранее компаний, из-за полнейшей неразберихи в управлении, возникает кризис ликвидности. Как правило, критерием наличия проблем является то, что компания не в состоянии достроить строительный объект за счет текущих средств по объекту и для дальнейшего финансирования работ привлекает финансовые средства, предназначенные для строительства другого объекта. Фактически возникают своеобразные строительные пирамиды. Безусловно, велика вероятность того, что в какое-то время такая компания может обанкротиться.

Чтобы избежать этого, и необходима работающая система бюджетного планирования.