СРО

Что такое СРО в строительстве

В 2010 году состоялся полноценный переход с системы лицензирования на рынок саморегулирования. Также был принят ряд законопроектов, позволяющих отрегулировать формирующиеся взаимоотношения между субъектами новой системы. Начали создаваться СРО. Что это такое? Чем они регламентируются?

Что такое СРО?

Саморегулируемая организация или некоммерческое партнерство является объединением профессиональных специалистов в одном направлении для осуществления ряда опасных видов работ или реализации деятельности на объектах, представленных в ст. 48.1 ГрК РФ.

На данный момент саморегулирование действует:

• в строительстве, проектировании и в инженерных изысканиях;
• в сфере арбитражных управляющих;
• в области оценочной деятельности;
• в аудиторской деятельностью.

При этом в каждой из представленных сфер деятельности ведется реестр СРО. В строительстве, в изысканиях и в проектировании такая функция возложена на Ростехнадзор. На данный момент в Госреестре насчитывается:

• в строительстве: 273 организации;
• в изыскании: 40 СРО;
• в проектировании: 94 объединения.

Реестр СРО находится на официальном сайте Ростехнадзора, и любой желающий может там найти выбранное партнерство, а также просмотреть по нему информацию:

• название СРО;
• количество членов;
• размеры компенсационного фонда;
• официальный сайт;
• ФИО руководителей;
• код ИНН;
• ОГРН;
• регистрационный номер;
• дата и город регистрации;
• контактная информация.

.

Законодательная база СРО

Саморегулирование регламентируется рядом законопроектов, наиболее значимым среди которых в сфере строительства является Градостроительный кодекс РФ. В нем устанавливаются понятия саморегулирования, порядок принятия новых членов, условия выхода из состава СРО, положения о компенсационных фондах СРО и некоторые другие нюансы.

Также рынок саморегулирования регламентируется такими проектами:

• № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», где речь идет об основных понятиях саморегулирования, о правах и обязанностях членов и СРО, о раскрытии информации, о предназначениях взносов в СРО и их разновидностях;

• N 359-ФЗ «О внесении изменений в ГрК РФ и ст. 1 ФЗ «О СРО», где, в частности, речь идет о передаче фондов в НОСТРОЙ после исключения сведений о СРО из Госреестра;

• Приказ Минрегиона № 624, где изложен перечень опасных видов работ в строительстве, проектировании и в инженерных изысканиях;

• Постановление Правительства РФ № 207, где речь идет о минимальных требованиях к членам при вступлении в СРО. В частности, положения о минимальных требованиях еще зафиксированы в ст. 55.5 и 55.6 Градостроительного кодекса РФ.

На этом законодательство о саморегулировании не заканчивается, есть еще несколько законопроектов, которые имеют отношение к СРО. В саморегулировании в других сферах деятельности действуют иные проекты. В частности деятельность СРО в сфере оценщиков во многом регламентируется № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

Саморегулирование как система пока действует 5 лет, но за это время уже успела себя зарекомендовать. Многие пробелы, которые наблюдались при лицензировании, удалось ликвидировать, тем не менее, возникли и некоторые другие нюансы (например, «коммерческие» СРО). Все же принимаются новые нормативные акты, с инициативой для их принятия чаще всего выступают сами строители, и можно надеяться, что в скором времени удастся полностью оптимизировать данный рынок.